В Альметьевске ситуация с транспортной реформой застопорилась из-за проблемы с кадрами. В городе не хватает водителей автобусов, и это является еще одной проблемой, требующей решения.
Уже который год горожане жалуются на переполненные и нерегулярно приезжающие автобусы и троллейбусы. Власти, кажется, пытаются решить проблему с нехваткой транспортных средств, но вот с водителями пока что у них не получается — просто недостаточно желающих работать в этой сфере.
К счастью, ситуация не остаётся без внимания. Недавно, на пресс-конференции, мэр Альметьевска Тимур Нагуманов нарисовал нам картину текущего положения дел в общественном транспорте. Он подчеркнул, что проблема острая, и представители власти уже признали это. Жалобы со стороны горожан поступают со стабильной регулярностью.
За последние два года было приобретено 45 единиц транспортной техники, что, по словам градоначальника, помогло обеспечить городские и пригородные перевозки. А в 2023 году автопарк пополнился шестью новыми автобусами "Нефаз" и семью "Газелями".
— У нас 32 единицы троллейбусов и электробусов, переданных в аренду «Татнефтью», «Газели», приобретенные в прошлом году. Также мы подали заявку в министерство транспорта для покупки девяти «Нефазов», чтобы на маршруты вернулись большие комфортные автобусы. Наращивание парка техники — одна из приоритетных задач в этом направлении, — обрисовал ситуацию Нагуманов.
В погоне за решением проблем транспортного сообщения в городе Альметьевск, власти приняли решение о значительном увеличении автопарка. Они намерены приобрести дополнительные автобусы и троллейбусы в полтора-два раза больше текущего числа. Казалось бы, это должно привести к решению всех транспортных проблем и принести радость жителям города. Однако, несмотря на все усилия, обращения от горожан продолжают поступать.
На самом деле, несмотря на увеличение числа автомобилей, к началу 2024 года в городе одновременно курсирует всего десяток троллейбусов и несколько автобусов. Например, в полдень ситуация действительно плачевная: всего 12 транспортных средств на линии, из которых три автобуса и девять троллейбусов.
В час пик вечером на дорогах немного больше транспорта: можно увидеть шесть автобусов и 10 троллейбусов. Однако все равно возникают некоторые вопросы. Почему неиспользуемые транспортные средства простаивают? И достаточно ли 16 машин для обслуживания города с населением в 150 тысяч человек?
Ответ на эти вопросы кажется довольно очевидным, особенно учитывая непрекращающиеся жалобы от жителей Альметьевска. На остановках продолжают собираться толпы горожан, а переполненные автобусы и троллейбусы едут мимо: уехать на работу или учебу всё ещё остается проблематичным.
Если автопарк увеличивается в количественном отношении, то возможно это связано с качеством? В декабре автопарк Альметьевска пополнили электробусы, которые были подарены компанией "Татнефть". Китайские "Ютонги" рассчитаны на 70 пассажиров и, по предположению, должны проезжать около 300 километров на одной зарядке. Казалось бы, это хороший вариант для добавления дополнительного комфортабельного транспорта на городские маршруты, который вмещает больше пассажиров, чем "Газели".
Однако и электробусы, и троллейбусы оказались не очень хорошо приспособлены к холодам. Оказалось, что в холодную погоду аккумуляторные батареи разряжаются намного быстрее.
Компания-производитель "Ютонгов" утверждает, что их электробусы могут успешно запускаться с первого раза после восьмичасового стояния при минус 40 градусах Цельсия. Низкие температуры, как заявляется, также оказывают минимальное влияние на запас хода. Отмечается, что еще одной нерешенной проблемой, о которой сообщил сам мэр Нагуманов, является недостаток квалифицированных кадров. Просто не хватает водителей.
Шоферы в наше время востребованы, и это неспроста. Среди причин, почему их так мало, можно выделить следующие. Во-первых, зарплата, предлагаемая работникам, не всегда является привлекательной. В городе Альметьевске, где среднемесячная зарплата работников крупных и средних предприятий за первые семь месяцев 2023 года почти достигла отметки в 80 тысяч рублей, оклад водителя автобуса в размере 60 тысяч рублей кажется не слишком выгодным. Даже с учетом предоставления жилья для иногородних работников, мотивационных выплат и полного социального пакета. Водителей троллейбуса в Альметьевском транспортном управлении готовы оплатить чуть больше - 65 тысяч рублей.
Однако, следует учесть, что есть также некоторые отрицательные моменты, о которых работодатель, вероятнее всего, не упомянет в объявлении о вакансии. Например, необходимость приходить на работу в автопарк очень рано, чтобы вовремя выехать на маршрут. Или необычная задача тронуться с места на троллейбусе, когда провода покрыты льдом, и напряжения недостаточно, чтобы включить отопление в салоне (кстати, поэтому троллейбусы зимой иногда движутся со скоростью всего 20 км/ч, но это не связано с навыками водителя).
Мы можем понять проблемы, с которыми сталкивается транспортное предприятие. Но прощение за эти проблемы уже более сложно. Особенно учитывая, что с 1 января 2024 года стоимость проезда выросла до 35 рублей. Ведь для горожан, в конечном счете, самое важное - быстро и комфортно добраться из точки А в точку Б.
К сожалению, ситуация здесь не соответствует популярному выражению "любой каприз за ваши деньги". Скорее это "за ваши деньги хорошо, если вообще доберетесь". Предсказуемым результатом являются крайне негативные отзывы о работе городского пассажирского транспорта: практически никто не доволен временем ожидания, а положительные комментарии о персонале или обслуживании могут высказать всего лишь 5-10% жителей Альметьевска.