В течение года транспортная реформа в Сургуте подорожала в десять раз. В 2024 году планируется создание диспетчерского центра для общественного транспорта, который будет непосредственно контролировать жалобы пассажиров в режиме реального времени. Кроме того, будет усилен контроль за качеством автобусов, а также внесены изменения в политику борьбы с "зайцами", то есть нарушителями правил дорожного движения. Для внедрения всех этих нововведений понадобится более 160 миллионов рублей, выделенных "СПОПАТу", автотранспортному предприятию, являющемуся администрацией Сургута и обладающему 100% акций.
Однако, появились загадочные детали относительно проводимых закупок. В конце декабря 2023 года "СПОПАТ" опубликовал на сайте государственных закупок два конкурса с общей стоимостью 160 миллионов и 4 миллиона рублей.
Первый контракт предполагал предоставление услуг подрядчиком в области управления транспортным обслуживанием и пассажиропотоком. Второй же, хотя и наименьшей стоимости, выглядел еще более впечатляющим: предоставление аналитических услуг в сфере перевозок пассажиров и багажа, разработка и внедрение инструкций, предложений и планов для оптимизации процессов в общественном транспорте, моделирование и развитие маршрутных сетей, а также определение перспектив развития общественного транспорта.
Однако, подробное техническое задание и тексты договоров не были приложены к закупкам. А само проведение конкурса было адресовано только одному поставщику - ООО "Центр транспортного планирования", зарегистрированному в Сургуте.
Оба контракта имеют срок действия всего один год. В случае контракта на сумму 160 млн рублей есть дополнительная информация: стоимость исполнения услуги транспортировки АО "СПОПАТ" составляет 17 рублей за километр фактически выполненной работы.
Сама компания была создана менее года назад, в январе 2023 года, и пока не представила финансовые отчеты, а также не имеет списка сотрудников. Однако в "СПОПАТе" обещают, что в будущем у них найдутся специалисты.
«Мероприятия обеспечиваются командой из нескольких десятков специалистов в области диспетчеризации и мониторинга общественным транспортом, операторов колл-центра и контролеров, а также специалистов в области транспортной аналитики и др. В настоящее время ведется формирование штата», — говорит генеральный директор транспортного предприятия Кирилл Киселев.
Если рассматривать ситуацию с пересадками, то разработчики транспортной сети в Сургуте провалили реформу в Иванове.
Отсутствие документации, содержащей ясную информацию, и значительные суммы контрактов вызвали интерес обратиться за разъяснениями в «СПОПАТ».
«В рамках оказания ООО „ЦТП“ услуг планируется: создание единого городского диспетчерского центра управления общественным транспортом взамен разрозненных диспетчерских у многочисленных перевозчиков; взятие под управление решение жалоб пассажиров в режиме „здесь и сейчас“; усиление контроля над качеством работы задействованных транспортных единиц; совершенствование системы „безбилетного“ проезда в общественном транспорте», — объяснили транспортники.
Оценка адекватности уровня затрат, связанных с выполнением задач, возложенных на "ЦТП", предоставляется читателям для самостоятельного анализа. Это связано с тем, что "детализация формирования ориентировочной цены договора относится к информации, которая не подлежит раскрытию третьим лицам в силу ее коммерческой тайны".
Представители транспортных компаний отмечают, что оплата услуг, предоставляемых ООО "ЦТП" по договору, связана с достижением высоких показателей в работе общественного транспорта.
«Отметим, что оплата за оказанные услуги ООО „ЦТП“ по договору привязана к достижению качественных показателей в работе общественного транспорта», — смогли прокомментировать транспортники.
В "СПОПАТе" подчеркивают, что эти контракты будут финансироваться без использования бюджетных средств. Предполагается, что затраты будут покрываться собственными средствами общества. Стоит напомнить, что в 2022 году транспортные компании завершили с отрицательным финансовым результатом в размере почти 100 миллионов рублей.
Вице-спикер городской думы Владимир Болотов заявил, что и в прошлом году "СПОПАТ" завершился без прибыли и, скорее всего, также с отрицательным финансовым результатом. Он выразил опасения в связи с другим дорогостоящим приобретением – новыми автобусами на условиях лизинга на сумму 545 миллионов рублей.
Транспортная реформа продолжается. Как только жители Сургута успели оценить новую автобусную сеть, как выясняется, изменения, внесенные чиновниками, не ограничиваются этим.
«Действительно, АО „СПОПАТ“, как опорный перевозчик, пригласил в качестве партнеров ООО „ЦТП“. Выбор данной компании осуществлялся по итогам изучения опыта других городов по проведению транспортных реформ», — объяснили в «СПОПАТ» выбор единственного поставщика.
Стоит отметить, что первый этап транспортной реформы был успешно завершен благодаря научным исследованиям петербургской компании "ОТСлаб" всего за 17 миллионов рублей. За относительно незначительную сумму в 164 миллиона рублей петербургские разработчики трудились более полугода. В этой закупке не возникло проблем с наличием технической документации.
Таким образом, реформаторы из Санкт-Петербурга "создали эффективную сеть муниципальных маршрутов для регулярных перевозок и разработали финансово-экономическую модель, привлекательную для инвестиций, для организации обслуживания транспортом населения". Подрядчики провели анализ транспортного обеспечения, изучили пассажирские потоки, обновили математическую модель городской транспортной системы, разработали предложения по оптимизации маршрутов, создали финансово-экономическую модель организации транспортного обслуживания и определили параметры госзаказа.
Кроме того, реформисты из Санкт-Петербурга подготовили материалы о создании и эксплуатации систем диспетчеризации, контроля движения, автоматизированного контроля оплаты проезда и информирования пассажиров. Все эти меры призваны улучшить качество общественного транспорта и сделать его более доступным и удобным для всех жителей города.
Еще одним вопросом, который беспокоил, было то, как молодая и неопытная компания, основанная год назад, смогла стать единственным поставщиком. Оказалось, что у самой команды, несмотря на молодость сургутской компании, уже был опыт работы.
«Делегация города посетила город Южно-Сахалинск (население около 180 тысяч человек на 2023 год, прим. ред.), который сейчас входит в ТОП-З городов России по качеству работы общественного транспорта. В связи с этим команда, участвовавшая в реформе на Сахалине, была приглашена для участия в конкурсе, стала его победителем», — пояснили в «СПОПАТ».
Свежеоснованная сургутская компания еще не успела сделать себе имя на Сахалине, где началась транспортная реформа в августе 2022 года, и решили взглянуть на руководство и учредителей "ЦТП".
Действительно, оказалось, что генеральный директор Евгений Николаев и один из учредителей Николай Семенов имеют связь с Сахалином.
«Для создания единого оператора в Южно-Сахалинске была привлечена федеральная компания „Комьют“. Организация специализируется на разработке решений по повышению качества перевозок для крупных городов России. Основываясь на своем опыте по реализации подобных проектов, специалисты подготовили карту процессов для муниципалитета», — говорится на сайте администрации восточного города.
Евгений Николаев является генеральным директором этой федеральной компании. Однако, на данный момент он уже не занимает эту должность. Федеральная структура насчитывает всего двух сотрудников и была создана непосредственно перед внедрением транспортной реформы на Сахалине в марте 2022 года.
На сайте компании нет информации о выполненных проектах, и мы также не обнаружили контрактов с ее участием на сайте госзакупок. Возможно, у этой федеральной компании есть опыт работы в транспортной сфере, кроме Сахалина, но в "СПОПАТе" рассказали нам только о работе на острове, и нам не удалось найти других примеров работы этой федеральной компании в открытом доступе.
Николаев является директором другой компании на Сахалине - ООО "ЕДИНЫЙ ОПЕРАТОР 65". Через ее учредителя, Татьяну Серову, мы получили информацию о компании "Петротэк", которая занимается ценными бумагами. Николай Семенов является учредителем "Петротэка" и также упоминается в качестве совладельца сургутского "ЦТП". По публичным данным, Семенов занимается разнообразной коммерческой деятельностью и начал свой бизнес в Курске.
Второй учредитель компании "ЦТП", Глеб Крюков, на первый взгляд не имеет связей с "сахалинскими" транспортными компаниями, но он известен в ХМАО (в Лангепасе и Нижневартовске). Он является профессиональным коммунальщиком, а его опыт связан только с этой территорией. Нам придется вспомнить историю сдачи муниципального водоснабжения в концессию, которая возникла когда-то и вызвала острое недовольство вартовчан, приведя к требованию провести референдум.
В 2016 году Глеба Крюкова представили в югорских СМИ как руководителя департамента развития федеральной компании ОАО "Российские коммунальные системы". В том же году тепловодоканал в Лангепасе был передан в концессию ООО "Промышленные информационные технологии", которое входит в холдинг "РКС". В контракте директором компании указан Глеб Крюков, который также был учредителем ООО "Нижневартовские коммунальные системы" (также входит в структуру "РКС"). В 2020 году это общество стало концессионером для муниципального горводоканала второго по величине города ХМАО.
Как уже упоминалось, такой водно-сахалинский коктейль будет продолжать развивать транспортную систему города, и на это будет потрачено 164 миллиона рублей в год. Сделать выводы о наличии соответствующих компетенций, анализировать стоимость контрактов, а также рассуждать о руководстве и владельцах "ЦТП" не в нашей компетенции. Поэтому на этот раз мы оставим итоги и выводы на усмотрение читателей и будем следить за дальнейшим развитием событий.