С 1 декабря в Екатеринбурге начали действовать новые муниципальные контракты на обслуживание автобусных маршрутов, и это уже вызвало большой интерес у жителей города. Длительность новых контрактов составляет целых 3 года, что на полгода дольше, чем ранее. Власти города пояснили, что такое продление срока даст перевозчикам больше возможностей для расчета прибылей, прогнозирования рисков, а также обновления автопарка, расширения штата сотрудников и, конечно же, повышения качества обслуживания общественного транспорта.
Однако обычных пассажиров красивые официальные заявления не слишком интересуют. Гораздо больше людей беспокоят большие интервалы между автобусами и тесные условия перевозки. Плохое качество транспортного обслуживания является одной из серьезных проблем мегаполиса. Даже губернатор обещал привлечь Министерство транспорта для того, чтобы увеличить количество транспорта в городе. А заявление о продлении сроков контрактов, как утверждали представители мэрии, должно помочь избавиться от тесных автобусов.
Мы провели исследование компаний, которым были присуждены контракты, и которые будут обслуживать жителей Екатеринбурга в ближайшие три года.
Недавние госзакупки в сфере перевозок не принесли никаких сенсационных новостей. На рынке по-прежнему присутствуют те же 8 компаний, с которыми мы сталкиваемся уже несколько лет. Лидером в области перевозок остается компания "Гортранс", которая обслуживает примерно половину всех автобусных маршрутов (их всего 68). Остальные маршруты были распределены между небольшими фирмами.
Вот как распределились контракты:
- Компания "Гортранс" (сумма контракта - 2 миллиарда) - маршруты № 24, 24с, 25, 28, 43, 47, 49, 50, 54, 57, 58, 59, 60, 61, 65, 66, 67, 69, 71, 75, 76, 80н, 85, 88, 90, 91, 91м, 95, 96, 96б, 97, 99;
- Компания "Декар-Бас" (сумма контракта - 47 миллионов) - маршруты № 45, 54, 86, 63, 79;
- Компания "Пегас" (сумма контракта - 54 миллиона) - маршруты № 40, 70, 72, 78, 98;
- Компания "Форт-Транс" (сумма контракта - 61 миллион) - маршруты № 44, 48, 53, 74, 92;
- Компания "Авто-Ном" (сумма контракта - 72 миллиона) - маршруты № 41, 53, 68, 80, 81;
- Компания "Авто Гамма" (сумма контракта - 74 миллиона) - маршруты № 42, 62, 77, 87, 89, 94;
- Компания "Уралтрансгрупп" (сумма контракта - 79 миллионов) - маршруты № 06, 56, 73, 82, 93;
- Компания «УралТрейд» (сумма контракта — 94 миллиона) — маршруты № 46, 51, 52, 55, 043.
1.Главный перевозчик города Екатеринбурга, компания "Гортранс", очень сильно страдает от кризиса. В этом деле несколько причин, и они все связаны между собой: предприятие уже много лет получает финансирование от властей лишь на остаточной основе. Из-за недостатка финансирования зарплаты у сотрудников весьма скромные. Отсюда неизбежно возникает острый дефицит кадров: нехватка водителей и кондукторов. Однако есть одно позитивное обстоятельство: за последние годы "Гортрансу" удалось значительно обновить свою автобусную флотилию. На посту генерального директора "Гортранса" с 2018 года находится Сергей Нугаев. Под его руководством работает около 3400 человек.
2. Компания "Декар-Бас", основанная в 2008 году, также имеет пару своих особенностей. Место регистрации фирмы - город Екатеринбург, улица Амундсена, 73. Ее руководителем и учредителем является бизнесмен Дмитрий Колмыков. С 2019 года "Декар-Бас" уже трижды выигрывала муниципальные контракты на общую сумму 48 миллионов рублей.
Кроме пассажирских перевозок, "Декар-Бас" также занимается техническим обслуживанием и ремонтом автомобилей, а также оптовой торговлей запчастями. В целом, компания заработала 194 миллиона рублей выручки в 2022 году, хотя с небольшим убытком в размере 390 тысяч.
В период с 2022 по 2023 годы на "Декар-Бас" время от времени поступали жалобы на плохое обслуживание маршрута № 79, который направлен к "Сима-ленду". В самой компании объяснили разреженность графика движения автобусов острым дефицитом работников. Впрочем, есть и положительный момент: однажды водитель "Декар-Бас" Вячеслав Сазонов был признан одним из самых лучших водителей в Свердловской области.
3. Компания "Пегас" была основана в 2008 году совместными усилиями предпринимателей Марса Исмаилова, Елены Романовой и Леонида Гвоздарева. С тех пор она прошла долгий путь развития и достигла значительных успехов в сфере пассажирских перевозок.
С 2019 года "Пегас" четырежды выиграл муниципальные контракты на оказание услуг пассажирского транспорта в Екатеринбурге, общая сумма которых превысила 100 миллионов рублей. Это является ярким подтверждением профессионализма и надежности компании.
Однако, в 2022 году "Пегас" столкнулся с финансовыми трудностями, и его выручка составила 199 миллионов рублей, однако компания понесла убыток в размере 911 тысяч рублей.
В 2023 году руководители "Пегаса" вместе с другими перевозчиками предприняли попытку привлечь внимание властей к сложной финансовой ситуации в транспортной отрасли. Они предложили увеличить стоимость проезда и предоставить им в пользование превосходные автобусы компании "Гортранс".
История с кондуктором "Пегаса" также вызвала резонанс. Один из сотрудников решил обмануть пассажиров, продавая им недействительные билеты на маршруте №38. Однако, такое было быстро раскрыто, и нарушительница немедленно уволена.
4. Фирма "Форт-Транс" была создана в 2002 году. Учредители компании - Алена и Денис Сиразутдиновы, Алексей Елисеев и Наталья Качусова. "Форт-Транс" является одним из немногих перевозчиков, которые смогли показать прибыль по итогам 2022 года - 118 тысяч рублей. В штате предприятия работает 133 человека. Компания четыре раза выигрывала муниципальные контракты на обслуживание маршрутов в Екатеринбурге, общая сумма контрактов составила более 100 миллионов рублей.
В 2021 году на новостном портале E1.RU была опубликована статья о длительном споре между "Форт-Трансом" и жительницей Широкой речки, по имени Надежда Булыгина. Женщина поскользнулась на заледеневшем тротуаре и сломала левую руку. По словам пострадавшей, причиной этого было то, что кондукторы "Форт-Транса" использовали автобусную остановку на улице Удельной как неофициальную автомойку, выбрасывая воду из ведер при мойке автомобилей. Однако Надежда Булыгина не смогла представить убедительные доказательства вины сотрудников "Форт-Транса" и проиграла все судебные разбирательства.
5. Автокомпания "Авто-Ном", созданная в 2007 году. Ее учредители, Алексей Ярков и Юрий Минин. Алексей Ярков является владельцем еще двух компаний, "Тринити сервис" и "Авто-Люкс", которые также занимаются изысканными и эффективными способами грузоперевозок. Результаты "Авто-Нома" в 2022 году свидетельствуют о популярности на рынке. Сумма выручки, достигшая внушительных 384 миллиона рублей, говорит о росте компании. Однако, несмотря на все усилия, "Авто-Ном" столкнулся с финансовым снижением и понес потери в размере 200 тысяч рублей.
6. "Авто Гамма", зарегистрированной в городе Полевском. Компания была основана в 2006 году и ее директором является Олег Пьянков, а учредителем — бизнесмен Денис Половов, на которого также зарегистрировано индивидуальное предпринимательство, связанное с арендой и лизингом транспортных средств. В штате "Авто Гаммы" числятся 62 сотрудника. В 2022 году компания смогла достичь оборота в размере 161 миллиона рублей, однако она также понесла убытки в размере 1,2 миллиона рублей.
7. Компания "Уралтрансгрупп" была основана в 2006 году. Учредителями являются бизнесмены Илья Чащухин, владеющий 90% акций, и Александр Мохов. Помимо "Уралтрансгрупп", у Ильи Чащухина есть еще компания под названием "Гран", занимающаяся покупкой и продажей коммерческой недвижимости. "Уралтрансгрупп" занимается перевозками, но, кроме этого, у них также есть широкий спектр деятельности: ремонт электронного и оптического оборудования, строительные отделочные работы, реклама и даже деятельность в области медицины. При этом, в отличие от многих других компаний-перевозчиков, "Уралтрансгрупп" успешно справляется с финансовыми показателями и не терпит убытки. В 2022 году их выручка составила 496 миллионов рублей, а чистая прибыль - 6,1 миллиона рублей.
С 2018 года "Уралтрансгрупп" регулярно выигрывала конкурсы на городские перевозки, и общая сумма заключенных ими контрактов составила 212 миллионов рублей.
Однако 2023 год стал непростым для компании. В начале сентября один из автобусов "Уралтрансгрупп" столкнулся с столбом на улице Сулимова. В результате аварии пострадали 11 человек, одному из пассажиров пришлось получить лечение от сломанной ноги. После этого инцидента самых опасных перевозчиков города Екатеринбург вызвали в городскую автоинспекцию. Водителям и их руководителям были предъявлены обвинения в многочисленных ДТП и нарушениях правил дорожного движения.
8. "УралТрейд" - фирма, которая начала свою деятельность в 2008 году. Владельцами компании являются предприниматели Алексей Карпычев и Сергей Кочнев. В 2022 году выручка предприятия составила 238,9 миллиона рублей, а чистая прибыль достигла 23,4 миллиона рублей. Это лучший результат среди коммерческих перевозчиков в Екатеринбурге.
В Екатеринбурге "УралТрейд" наиболее известен своим обслуживанием скандально известных маршрутов Академического района (№ 51 и 52, ранее известные как № 012 и 019), где регулярно возникают серьезные пробки. В течение 2022-2023 годов компания пыталась решить эту проблему, увеличив количество крупных автобусов на этих маршрутах, но это не принесло результатов.
В 2023 году руководство компании пожаловалось на горожан, чьи дети не могут оплатить проезд в общественном транспорте. Скандал разразился в феврале, когда местная жительница по имени Альфия обвинила "УралТрейд" в том, что ее маленькую дочь высадили из автобуса. Школьница не смогла оплатить проезд, так как ее карта не сработала, хотя, по словам Альфии, на ней было 123 рубля.
Позднее представители транспортной компании ответили на это, написав жалобу на Альфию в прокуратуру и комиссию по делам несовершеннолетних. Они заявили, что на самом деле девочку не высаживали из автобуса, а контролер просто повысил голос из-за недовольства. "УралТрейд" также заверил, что Альфия просто не удостоверилась в наличии денег на проезд, поэтому карта ее дочки оказалась заблокированной.
В целом, в ближайшее время не стоит ожидать радикальных перемен в автобусных перевозках Екатеринбурга в лучшую сторону. Примерно половина городских маршрутов по-прежнему будет обслуживаться маленькими автобусами и "Богданами".
Однако есть и более серьезная проблема: перевозчики уже несколько лет не выполняют необходимое количество рейсов, предусмотренное контрактами. Из-за этого пассажиры мерзнут на остановках и жалуются, что после 21-22 часов вечера не могут дождаться транспорта. Разбираться с этими вопросами должны должностные лица в транспортном комитете и муниципальной транспортной инспекции. Перевозчиков штрафуют, но жителям города это не облегчает положение.