В 2021 году в "Правилах городского общественного транспорта" появился новый пункт. Теперь высаживать детей из общественного транспорта нельзя — это закон, предусматривающий наложение на нарушителей штрафных санкций.
Основные положения
В настоящее время высадка несовершеннолетних пассажиров из средств наземного общественного транспорта запрещена согласно ч. № 2.1 ст. № 11.33 КоАП РФ о порядке использования автобусов, трамваев, и троллейбусов.
Основные положения ст. № 11.33 КоАП РФ:
- Данный законодательный акт введен в действие Федеральным Законом № 98, принятым 20 апреля 2021 года.
- Изменения в законодательстве начали действовать 1 мая 2021 г.
- Введены и штрафы, налагаемые за высадку детей из транспорта, и предназначенные для наказания водителей, контролеров, и других должностных лиц. Высадка несовершеннолетнего пассажира из транспортного средства является прямым нарушением действующего федерального законодательства.
- Существуют правила, по которым детям предоставляются льготные или бесплатные проездные документы.
Правила проезда и предоставления льгот пассажирам, не достигшим возраста 16 лет:
- Бесплатным проездом в городском и пригородном автомобильном и электротранспорте могут пользоваться дети до 7 лет.
- На междугородных рейсах один ребенок до 5 лет также может проезжать бесплатно. При этом его необходимо держать на руках, особенно если автобус не имеет ремней безопасности. Если автобус оборудован ремнями и/или детскими креслами, на колени детей сажать запрещено. Но билеты для них можно приобрести со скидкой в 50 %.
- Эти правила касаются и проезда в поездах междугороднего сообщения и дальнего следования.
- Самостоятельные поездки становятся доступны детям при достижении возраста 14 лет после получения паспорта. Это правило зафиксировано в статье № 26 Гражданского кодекса Российской Федерации.
- При использовании транспортных средств без сопровождения взрослых никто не имеет право высадить ребенка из салона городского наземного транспорта, даже если у него отсутствует проездной документ.
За высадку несовершеннолетних пассажиров предполагается наложение штрафа. Размеры взысканий зависят от статуса лиц, совершивших данное правонарушение: простых граждан (водителей) или должностных лиц (служащих транспортных компаний или представителей органов местной исполнительной власти).
Так имеет ли право кондуктор высадить несовершеннолетнего из транспортного средства? Нет, таких прав у него нет.
В ст. № 11. 33 КоАП зафиксировано, что принудительная высадка несовершеннолетнего пассажира из автобуса, трамвая, или троллейбуса недопустима, если он:
- младше 16 лет;
- не оплатил поездку;
- имеет возможность купить билет;
- имеет право на льготную или бесплатную поездку;
- пользуется транспортным средством без сопровождения совершеннолетнего лица;
- не совершает действий, предусматривающих наступление уголовной ответственности.
А имеют ли право высадить ребенка из автобуса должностные лица — представители компаний-перевозчиков? Это тоже исключено. Высаживать ребенка запрещено в любом случае. При этом обязательным условием для запрета является совпадение двух факторов: проезд без сопровождения взрослого и возрастная категория: до 16 лет.
Суммы штрафов
При нарушении законодательства и высадке несовершеннолетних из автобуса, трамвая, или троллейбуса должностным лицам или водителям грозят административные наказания в виде штрафов:
- водителю — 5000 рублей;
- должностному лицу — 20 000-30 000 рублей.
Такие меры были введены после рассмотрения ситуаций, возникающих на дорогах и в транспорте с участием как малолетних детей, так и детей старшего возраста. Так можно выделить основные факторы, которые стали основополагающими в процессе принятия соответствующего решения законодательными органами.
Причины введения запрета
Основной причиной считается необходимость защитить детей, оказавшихся в непредвиденной ситуации, и столкнувшихся с жестким, если не сказать — жестоким отношением со стороны водителей и кондукторов. Ребенок может забыть деньги дома или потерять их, а может не суметь использовать карту оплаты или проездной документ, и оплатить свой проезд.
Если в подобном случае несовершеннолетнего (особенно ребенка младшего школьного возраста) высадят из общественного транспорта вдали от места назначения, он может потеряться, растеряться, попасть в еще более сложную ситуацию, и даже пострадать. Поэтому можно сказать, что данное изменение в законодательстве направлено на то, чтобы защитить детей.
Но всегда могут найтись и такие несовершеннолетние, которые захотят сэкономить на проездном документе. А водители частных транспортных компаний просто не будут останавливаться и брать детей с остановочных пунктов. Таким образом из-за недобросовестных несовершеннолетних пассажиров будут страдать и те, которые всегда оплачивают свой проезд.
Так, действующее законодательство предоставило детям возможность пользоваться городским общественным транспортом бесплатно. Это может негативно отразиться на деятельности частных перевозчиков и удобстве остальных пассажиров. Но данная ситуация не должна повлечь никаких экстремальных и/или чрезвычайных последствий в целом.