Обзор крупнейшей схемы ж/д транспорта дает общее представление о том, что такое МЦД, и предоставляет основную информацию об этой транспортной системе. Это новый совместный проект Правительств Москвы, Московской области, ОАО "Российские Железные Дороги", Государственного Унитарного Предприятия "Московский метрополитен", АО ЦППК, и Минтранса России.
Новая схема представляет собой структуру, объединяющую в себе пригородные электрички и метрополитен. Другими словами, это новое наземное метро, объединяющее разные районы Москвы и области.
Основные параметры
Среди основных параметров транспортной системы выделяют следующие показатели:
- разделение диаметров МЦД в Москве на схемы и зоны;
- планы развития до 2025 года;
- сокращение времени в пути до 75 % за счет удобных маршрутных линий и графика;
- свои особенности оплаты проезда;
- тарифы, определяемые зонами движения;
- удобные остановки и пересадочные платформы.
График реализации проекта был подписан министром транспорта Российской Федерации М. Соколовым, мэром города С. Собяниным, губернатором А. Воробьевым, и главой ОАО РЖД О. Белозеровым.
Подвижной состав
Для МЦД создан подвижной состав, включающий уникальные поезда "ЭГ2Т" под коммерческим названием "Иволга". Такие составы постоянного тока с напряжением 3 кВ отличаются улучшенными характеристиками, разработаны специально для этой транспортной системы и полностью собраны из комплектующих российского производства на Тверском вагоностроительном заводе.
На общественном электротранспорте этого типа функционируют поезда двух видов, созданные на базе универсальных российских электропоездов:
- "Иволга-1" с увеличенным количеством мест и улучшенными салонами;
- "Иволга-2" с гладкой формой кабины машиниста и обновленным оснащением салона.
Преимущества электропоездов "Иволга":
- достаточная для комфортной посадки ширина дверей (до 1,4 м.)
- плавный ход;
- низкий уровень шума;
- малая вибрация;
- системы контроля климата;
- обеззараживание воздуха;
- большое количество поручней с "теплым" покрытием;
- наличие креплений для транспортировки велосипедов и багажа;
- розетки для подзарядки телефонов, планшетов, и так далее;
- бесплатный Wi-Fi;
- информационные табло.
Схемы и план развития
Ж/д линии позволяют пассажирам использовать бесплатные пересадки с МЦД на метро, наземные средства транспорта, а также предполагают тарификацию списания платы за проез.
МЦД включает в себя следующие диаметры:
- "D1";
- "D2";
- "D3";
- "D4";
- "D5".
Схема МЦД:
Первые два из них уже запущены. Остальные схемы включены в планы развития МЦД до 2025 года и находятся на стадии проектирования.
D 1 — Белорусско-Савеловский диаметр запущен 21 ноября 2019 года. Данная линия от Лобни до Одинцово имеет протяженность 52 км. Общее время в пути занимает 80 минут. Среди имеющихся 28 остановочных пунктов с 12 возможны 12 пересадок метро, 2 — на МЦК, и 6 — на МЖД с радиальными направлениями. Поезда здесь курсируют с 5:30 до 1:00 с интервалами в 5-7 минут в часы пик.
D 2 — Курско-Рижское направление действует с ноября 2019 г., имеет протяженность 80 км от Нахабино до Подольска с 38 станциями с возможностью 15 пересадок на метро, 2 — на МЦК, и 7 — на МЖД. Режим работы: 5:30 до 1:00 с интервалами в часы пик 5-7 минут. Общее время следования: 116 минут. Сокращение времени в пути составляет порядка 30 %.
D 3 — планируемый к запуску в 2023 году Ленинградско-Казанский маршрут
D 3 характеризуется следующими показателями:
- протяженность: 85 км.;
- предполагаемый путь: Зеленоград (Крюково)-Раменское;
- 42 станции;
- 14 пересадочных пунктов;
- режим работы: 5:30 до 1:00;
- интервалы в часы пик: 5-6 минут;
- сокращение времени в пути: до 50 %.
D 4 — Киевско-Горьковский диаметр:
- протяженность: 89 км от Ольгино до Апрелевки;
- 39 станций;
- 18 пересадочных пунктов;
- режим работы: 5:30 до 1:00;
- интервалы движения в часы пик: 5-7 минут;
- сокращение времени в пути: до 40 %;
- планируемое время запуска: 2023-2024 годы.
D 5 — Ярославско-Павелецкий маршрут:
- протяженность: 72 км.;
- предполагаемый маршрут: Пушкино-Домодедово;
- 33 станции;
- 8 пересадочных пунктов;
- режим работы: 5:30 до 1:00;
- интервалы в часы пик: 5-7 минут;
- сокращение времени в пути: до 30 %;
- планируемое время запуска: 2025 год.
В соответствии со схемами движения разработаны специальные тарифы МЦД на проезд, дающие возможность москвичам и жителям области экономить свои финансы.
Оплата проезда
Все направления МЦД разделены на тарифные зоны:
- Центральная: Марк-Сетунь, Волоколамская-Остафьево;
- Пригородная: Лобня-Одинцово, Нахабино-Подольск;
- Дальняя зона, включающая маршруты Пригородной зоны, и выходящая за пределы МКАД.
Оплата проезда на МЦД в пределах этих зон осуществляется по утвержденным тарифам метрополитена, МЦД, МЦК, и РЖД. Для оплаты используются единые проездные билеты на различное количество поездок, билеты "90 минут", карты "Тройка", тариф "Кошелек". При этом многие тарифные планы включают бесплатные пересадки с метро на МЦК. Для осуществления бесплатных пересадок необходимо активировать карты при входе, и снять активацию при выходе со станций при помощи считывающего устройства.
По тарифу, действующему в Центральной зоне, списывается 46 рублей. Поездки на метро и МЦК входят в стоимость. Данный тариф действует в пределах первого и второго диаметров. По плану, действующему в Пригородной и Дальней зонам, списывается 56 рублей. Поездки на метро и МЦК тоже входят в эту стоимость. Данный тариф действует в пределах первого и второго диаметров.
В настоящее время существуют некоторые ограничения, связанные с транспортной доступностью, транспортировкой лиц с ограниченными возможностями, родителей с детьми, погрузкой и выгрузкой багажа. Поезда МЦД ходят по обычным железнодорожным путям, а платформы системы имеют более низкий или более высокий уровень по сравнению с уровнем тамбуров обычных пригородных поездов, которыми пользуются пассажиры.
Кроме того, одновременное тактовое движение поездов привело к снижению количества обычных пригородных электричек, вследствие чего были сокращены маршруты до некоторых станций на окраинах города. Это ухудшило транспортную доступность пригородных районов.
Но здесь необходимо учесть, что на этапе проектирования и строительства линии, время движения, тарифные планы, а также прочие показатели могут быть изменены и/или скорректированы.