Навигация: Пассажирам МЦД: особенности и характеристики

МЦД: особенности и характеристики

Обзор крупнейшей схемы ж/д транспорта дает общее представление о том, что такое МЦД, и предоставляет основную информацию об этой транспортной системе. Это новый совместный проект Правительств Москвы, Московской области, ОАО "Российские Железные Дороги", Государственного Унитарного Предприятия "Московский метрополитен", АО ЦППК, и Минтранса России.

Новая схема представляет собой структуру, объединяющую в себе пригородные электрички и метрополитен. Другими словами, это новое наземное метро, объединяющее разные районы Москвы и области.


Основные параметры

Среди основных параметров транспортной системы выделяют следующие показатели:

  • разделение диаметров МЦД в Москве на схемы и зоны;
  • планы развития до 2025 года;
  • сокращение времени в пути до 75 % за счет удобных маршрутных линий и графика;
  • свои особенности оплаты проезда;
  • тарифы, определяемые зонами движения;
  • удобные остановки и пересадочные платформы.

График реализации проекта был подписан министром транспорта Российской Федерации М. Соколовым, мэром города С. Собяниным, губернатором А. Воробьевым, и главой ОАО РЖД О. Белозеровым.


Подвижной состав

Для МЦД создан подвижной состав, включающий уникальные поезда "ЭГ2Т" под коммерческим названием "Иволга". Такие составы постоянного тока с напряжением 3 кВ отличаются улучшенными характеристиками, разработаны специально для этой транспортной системы и полностью собраны из комплектующих российского производства на Тверском вагоностроительном заводе.

На общественном электротранспорте этого типа функционируют поезда двух видов, созданные на базе универсальных российских электропоездов:

  • "Иволга-1" с увеличенным количеством мест и улучшенными салонами;
  • "Иволга-2" с гладкой формой кабины машиниста и обновленным оснащением салона.

Преимущества электропоездов "Иволга":

  • достаточная для комфортной посадки ширина дверей (до 1,4 м.)
  • плавный ход;
  • низкий уровень шума;
  • малая вибрация;
  • системы контроля климата;
  • обеззараживание воздуха;
  • большое количество поручней с "теплым" покрытием;
  • наличие креплений для транспортировки велосипедов и багажа;
  • розетки для подзарядки телефонов, планшетов, и так далее;
  • бесплатный Wi-Fi;
  • информационные табло.


Схемы и план развития

Ж/д линии позволяют пассажирам использовать бесплатные пересадки с МЦД на метро, наземные средства транспорта, а также предполагают тарификацию списания платы за проез.

МЦД включает в себя следующие диаметры:

  • "D1";
  • "D2";
  • "D3";
  • "D4";
  • "D5".

                                                                            Схема МЦД:



Первые два из них уже запущены. Остальные схемы включены в планы развития МЦД до 2025 года и находятся на стадии проектирования.

D 1 — Белорусско-Савеловский диаметр запущен 21 ноября 2019 года. Данная линия от Лобни до Одинцово имеет протяженность 52 км. Общее время в пути занимает 80 минут. Среди имеющихся 28 остановочных пунктов с 12 возможны 12 пересадок метро, 2 — на МЦК, и 6 — на МЖД с радиальными направлениями. Поезда здесь курсируют с 5:30 до 1:00 с интервалами в 5-7 минут в часы пик.

D 2 — Курско-Рижское направление действует с ноября 2019 г., имеет протяженность 80 км от Нахабино до Подольска с 38 станциями с возможностью 15 пересадок на метро, 2 — на МЦК, и 7 — на МЖД. Режим работы: 5:30 до 1:00 с интервалами в часы пик 5-7 минут. Общее время следования: 116 минут. Сокращение времени в пути составляет порядка 30 %.

D 3 — планируемый к запуску в 2023 году Ленинградско-Казанский маршрут

D 3 характеризуется следующими показателями:

  • протяженность: 85 км.;
  • предполагаемый путь: Зеленоград (Крюково)-Раменское;
  • 42 станции;
  • 14 пересадочных пунктов;
  • режим работы: 5:30 до 1:00;
  • интервалы в часы пик: 5-6 минут;
  • сокращение времени в пути: до 50 %.

D 4 — Киевско-Горьковский диаметр:

  • протяженность: 89 км от Ольгино до Апрелевки;
  • 39 станций;
  • 18 пересадочных пунктов;
  • режим работы: 5:30 до 1:00;
  • интервалы движения в часы пик: 5-7 минут;
  • сокращение времени в пути: до 40 %;
  • планируемое время запуска: 2023-2024 годы.

D 5 — Ярославско-Павелецкий маршрут:

  • протяженность: 72 км.;
  • предполагаемый маршрут: Пушкино-Домодедово;
  • 33 станции;
  • 8 пересадочных пунктов;
  • режим работы: 5:30 до 1:00;
  • интервалы в часы пик: 5-7 минут;
  • сокращение времени в пути: до 30 %;
  • планируемое время запуска: 2025 год.

В соответствии со схемами движения разработаны специальные тарифы МЦД на проезд, дающие возможность москвичам и жителям области экономить свои финансы.


Оплата проезда

Все направления МЦД разделены на тарифные зоны:

  • Центральная: Марк-Сетунь, Волоколамская-Остафьево;
  • Пригородная: Лобня-Одинцово, Нахабино-Подольск;
  • Дальняя зона, включающая маршруты Пригородной зоны, и выходящая за пределы МКАД.

Оплата проезда на МЦД в пределах этих зон осуществляется по утвержденным тарифам метрополитена, МЦД, МЦК, и РЖД. Для оплаты используются единые проездные билеты на различное количество поездок, билеты "90 минут", карты "Тройка", тариф "Кошелек". При этом многие тарифные планы включают бесплатные пересадки с метро на МЦК. Для осуществления бесплатных пересадок необходимо активировать карты при входе, и снять активацию при выходе со станций при помощи считывающего устройства.

По тарифу, действующему в Центральной зоне, списывается 46 рублей. Поездки на метро и МЦК входят в стоимость. Данный тариф действует в пределах первого и второго диаметров. По плану, действующему в Пригородной и Дальней зонам, списывается 56 рублей. Поездки на метро и МЦК тоже входят в эту стоимость. Данный тариф действует в пределах первого и второго диаметров.

В настоящее время существуют некоторые ограничения, связанные с транспортной доступностью, транспортировкой лиц с ограниченными возможностями, родителей с детьми, погрузкой и выгрузкой багажа. Поезда МЦД ходят по обычным железнодорожным путям, а платформы системы имеют более низкий или более высокий уровень по сравнению с уровнем тамбуров обычных пригородных поездов, которыми пользуются пассажиры.

Кроме того, одновременное тактовое движение поездов привело к снижению количества обычных пригородных электричек, вследствие чего были сокращены маршруты до некоторых станций на окраинах города. Это ухудшило транспортную доступность пригородных районов.

Но здесь необходимо учесть, что на этапе проектирования и строительства линии, время движения, тарифные планы, а также прочие показатели могут быть изменены и/или скорректированы.

15.06.2022