Известно, что затраты населения на оплату проезда в общественном транспорте имеют стабильную тенденцию к увеличению. Согласно статистическим данным цена поездки в столичном транспорте ежегодно возрастает на 12%. Подобная тенденция отмечена и в остальных крупных городах страны.
Пассажирские перевозки представляют собой сервис с очень сложной структурой. Политика руководства страны и потребности пассажиров постоянного держат в тонусе всех, кто напрямую связан с этой сферой деятельности.
Динамика развития
Примечательны тенденции развития российского общественного транспорта. На остатках советского парка наземного городского транспорта стали активно развиваться частные маршруты перевозчиков. Примечательно, что владельцы маршруток действовали с учетом потребительского спроса, при необходимости предлагали свой транспорт круглосуточно на самых востребованных направлениях.
Параллельно с развитием частных перевозок росло благосостояние граждан, развивался парк личных автомобилей. Это привело к снижению спроса на круглосуточный общественный транспорт.
Аналитики отмечают снижение объемов перевозок пассажиров всеми видами наземного транспорта за период с 2000 по 2013 год в два раза. При этом самым уязвимым оказался наземный нерельсовый транспорт, который потерял 60% потока пассажиров.
В самом плачевном положении оказались трамваи и троллейбусы, где спрос на поездки снизился в пять раз. Однако в периоды экономического спада востребованность в общественном транспорте увеличивается, соответственно, его позиции в экономическом плане укрепляются.
Лидером в данной сфере выступает столица, где в условиях плотного автомобильного потока и сложностей с парковочными местами власти сделали ставку на автобусные перевозки. Востребованным оказался, в том числе, и ночной наземный транспорт. В рамках повышения качества обслуживания власти Москвы используют специально выделенные полосы, а также постоянно работают над разработкой новых маршрутов, в том числе и в ночной период времени.
Грамотный подход к развитию пассажирских городских и пригородных перевозок предполагает приобретение нового парка транспортных средств, внедрение инновационных систем контроля, а также организацию эффективной системы управления единицами транспорта и потоком пассажиров.
По примеру столичных властей подобная работа проводится и в регионах, где проблема загруженности крупных транспортных артерий стоит далеко не на последнем месте.
Грамотная организация работы наземного транспорта, в том числе и в ночное время, создает предпосылки к частичному отказу граждан от поездок на личных автомобилях. Это позволяет решить проблему городских пробок в часы пик и сложностей с парковкой в крупных городах страны.
Организация эффективных пассажироперевозок
Организация эффективных пассажирских перевозок, повышение качества обслуживания, постоянный мониторинг схемы городских пассажирских перевозок в перспективе помогут разгрузить городские улицы от большого количества автомобилей. Немало этому содействует и ночной общественный транспорт.
Располагая возможностью быстро и комфортно добраться в пункт назначения на автобусе или маршрутном такси, граждане частично откажутся от ежедневных поездок на персональных автомобилях. В результате будет решено сразу несколько проблем. В их перечень входят не только городские пробки, но и экологическая обстановка в крупных населенных пунктах, уровень аварийности на дорогах и ряд других важных вопросов.
Примечательно, что относительно муниципального транспорта вопросы повышения уровня безопасности, качества обслуживания и повышения эффективности использования транспортного парка решить несложно на уровне местной власти.
Применительно к частным перевозчикам планируется ужесточить контроль за техническим состоянием техники, культурой вождения и качеством обслуживания пассажиров.
Городской ночной транспорт играет немаловажную роль в решении транспортных и экологических проблем, которые актуальны для большинства крупных населенных пунктов нашей страны.
В его развитии основную роль играет квалифицированный анализ расписания движения действующих ночных маршрутов. Особое внимание уделяется наземному транспорту, который доставляет людей к аэропортам и железнодорожным вокзалам. Перспективным направлением служит организация в городах-миллионниках ночных экспресс-маршрутов, которые будут в полной мере отвечать потребностям населения, и при этом будут полностью обоснованными с финансовой точки зрения.
Грамотный мониторинг и постоянный контроль потока пассажиров служат важным элементом обеспечения эффективности и качества общественного городского транспорта.