Почти 80 лет назад в Красноярске появились четыре трамвайных вагона. В 1932 году директор Красмаша Александр Субботин позаботился о доставке рабочих на завод. И много лет подряд красмашевцы были привилегированными пассажирами электротранспорта. А первый городской общественный трамвай вышел на линию в 1958 году. Поглазеть на невиданную технику высыпал на улицы весь город. Вагон был деревянным, двери открывались и закрывались вручную самими пассажирами.
Еще много лет рельсовый электротранспорт был предметом гордости красноярцев за свой развивающийся город. А в постперестроечное время все изменилось. Сначала в 1994 году было прекращено движение трамваев по Коммунальному мосту, через три года убрали движение на участке “КрасТЭЦ — Шинный завод”, а пути демонтировали. В 2004 году трамваи перестали ездить и по Октябрьскому мосту, на сегодняшний день даже следа от рельсов не осталось. В 2006 году закрыто движение на участке “КрасТЭЦ — Поселок Технический” (маршрут №2 сокращен до КрасТЭЦ), ветку частично демонтировали в июне 2008-го.
Сегодня инициативная группа красноярцев ставит вопрос о закрытии маршрутов на значительной части правого берега. В “Городских новостях” было опубликовано открытое письмо, в котором жители обвинили трамваи в нарушении санитарных норм по шуму и вибрации, разрушении стен и потолков квартир. “Трамваи ездят не по рельсам, а по нервам людей. Когда идет эта адская машина с 5—10 пассажирами внутри, трясется и звенит все, что только может, не слышно собеседника. Мы стали заложниками транспортной схемы правобережья”, — пишет Нина Александровны Жабыко, жительница дома © 104 на пр. Красноярский рабочий. “Меня всегда удивляло, что трамваи ходят полупустые и возят воздух, а не пассажиров. Из-за их скопления на правобережье возникают пробки, считаю, что они незаконно занимают место на магистралях города”, — возмущается Софья Петрова, проживающая в Зеленой Роще. Еще около 200 человек, подписавшихся под коллективным обращением, поддерживают такую точку зрения.
— Я инициировал проведение замеров и исследований по шуму в домах, которые стоят около трамвайных линий, — говорит депутат Заксобрания Владислав Королев, защищающий интересы этой группы горожан. — По данным Роспотребнадзора, показатели по шуму и вибрации превышены в несколько раз, санитарные нормы нарушены. После чего перед администрацией города был поставлен вопрос о переводе домов в статус непригодных для проживания или полной реконструкции полотна. Я не против самих трамваев! Хочется добиться лишь того, чтобы они эксплуатировались на путях надлежащего качества, отремонтированных по самым современным технологиям. Тогда жителям проблемных домов не будет мешать шум.
Директор “Горэлектротранса” Владимир Болотин на это только вздыхает:
— Нам пишут письма, как надо пути отремонтировать, где лучше трамваи приобретать и как вообще улучшить работу электротранспорта. Только никто не пишет, а где взять на это деньги. Считаю, что ни в коем случае нельзя идти по пути уничтожения этого вида городского транспорта. Снегопад показал, что порой только трамваи могут бесперебойно возить горожан в экстремальных погодных условиях. За несколько снежных дней вагоны нашего предприятия перевезли весь правый берег, выручка поднялась на 30 процентов. Но все равно муниципальные перевозки убыточны, и для кардинальных перемен требуется поддержка государства. На следующий год нам денег не выделили — есть более важные статьи расходов в кризисное время. Так что значительного ремонта не предвидится, только продолжение текущего. В планах — подключить Красноярскгражданпроект к разработке проекта по полной реконструкции трамвайного полотна с прорезиненным основанием, но когда он будет реализован, никто не скажет. Тем не менее мы сумели модернизировать в наших цехах два трамвая в этом году и еще три усовершенствуем в 2010-м. Обратите внимание на вагоны 231 и 229: они теплые, красивые, оснащены новой системой управления. Делаем все, что в наших силах.
По поводу проведенной экспертизы высказались и заместитель начальника департамента транспорта Анатолий Зуев, и депутат горсовета Нина Михалева, и сам Владимир Болотин. На процедуре замеров им поприсутствовать не разрешили, и замечаний не учли. По словам Владимира Болотина, в Роспотребнадзор направлено письмо с просьбой о повторном исследовании, только на сей раз так, как положено: с измерением всего уровня шума, стука от одного трамвая, гула только автотранспорта. Только по разнице этих измерений станет ясно, кто же самый большой виновник раздражения жителей. Также эксперты выразили сомнение, что дома разрушаются от электротранспорта: слишком уж они старые, к тому же часто подвергались перепланировкам под офисные помещения. Скорее всего, причина трещин именно в этом, а не в трамваях.
За три недели дискуссии о трамваях на страницах газеты в редакцию более 400 красноярцев выступили в защиту электротранспорта. Часть из них также проживает около путей, как об этом по поручению жильцов первого подъезда дома © 104 на пр. Красноярский рабочий пишет Л. И. Пасальский: “Живем в этом доме уже 15—20 лет, и никогда трамвай не причинял нам особых неудобств. И больше шума не от него, а от бесконечного легкового и грузового транспорта, который ездит круглые сутки. Если же трамвайные рельсы уберут, то поток увеличится, а мы оглохнем и задохнемся. Но, считаем, что реконструкция путей необходима”. Поддерживает это мнение и восьмиклассник Евгений Ижболдин: “Я — житель правого берега — каждое утро езжу в школу на трамвае. На летних каникулах в Санкт-Петербурге я увидел, как новые трамваи по отремонтированным путям ездят, вот бы и нам сделать так же! А еще я слышал, что в советское время хотели сделать три трамвайных кольца, которые охватили бы весь город. Жаль, что эта затея не осуществилась, горожанам было бы удобно”.
Мнение красноярских защитников подтверждено многочисленными исследованиями мировых ученых: в Мельбурне, на конференции по легкорельсовому транспорту в 2000 году более 400 транспортников подтвердили, что трамваи для мегаполисов &‐ насущная необходимость. Во-первых, рельсовые виды электротранспорта (электропоезда, метрополитен, трамвай) наиболее экологически чистые. Неоднократные замеры показали, что автотранспорт, включая троллейбус (!), являются источниками канцерогенной резиновой пыли, которая образуется при трении шин о дорожное полотно. Автобусы и легковушки к тому же отравляют атмосферу выхлопами. Во-вторых, автобусы обладают более выраженным вибрационным и шумовым воздействием по сравнению с современным трамваем — 84 дБ против 72 дБ. В-третьих, рельсовый транспорт за счет обособленного полотна является самым безопасным способом передвижения. На конференции уже тогда были приведены примеры десятков иностранных городов, движение в которых остановилось после уничтожения трамваев, что грозит и Красноярску. В результате пришлось вкладывать огромные деньги в их восстановление. А как показывает российская практика, у нас воссоздать то, что разрушили, часто невозможно.