Работу городского транспорта красноярцы оценивают не очень высоко. Муниципальный - плохо ходит, частный - плохо возит. Применительно к последнему даже укоренился пугающий термин - "маршрутки-убийцы". Стереотипное восприятие коммерческих перевозчиков сформировалось не без участия СМИ, сгущающих порой краски. В то же время нужно признать, что почва для взращивания "образа врага" имеется. ДТП, в том числе и с человеческими жертвами, к сожалению, случаются. Однако на рынке пассажирских перевозок работает более сотни предприятий и частных предпринимателей. Неужели все сплошь нарушители? Задавшись этим вопросом, мы пришли к старой истине о том, что ложка дёгтя бочку мёда портит.
Наше намерение не стричь всех под одну гребёнку, а разобраться, кто безобразничает на дорогах, а кто нет, было с одобрением встречено в ГИБДД Красноярска и транспортной инспекции.
- Существует порядка десяти владельцев, которые создают нам проблемы, - говорит замначальника отдела автотранспортного и автодорожного надзора транспортной инспекции Сергей Мальчиков. - Об остальной массе перевозчиков мы вспоминаем только во время плановых проверок. То есть на их работу нет никаких нареканий, жалоб. У них нет дорожных происшествий.
- Сейчас у нас довольно приличное количество предприятий, где обеспечение безопасности пассажирских перевозок организовано на высоком уровне, - высказывает аналогичное мнение замначальника ГИБДД Красноярска Андрей Кокин. - Это уже устоявшиеся предприятия, где и руководство, и инженерно-технические службы работают, как в старые добрые времена, по принципу муниципальных предприятий. Они имеют свою производственную базу, хороших механиков, отслеживают работу своих водителей, контроль на линии осуществляют.
Конкретно могу назвать холдинг под руководством Виктора Михайловича Сидорова, индивидуальных предпринимателей Долгушину, Тагачакова, ООО "Практик".
Высказался Андрей Кокин и по поводу "ложки дёгтя":
- Есть у нас предприятия, руководители которых или не хотят, или не могут на нужном уровне организовать работу. Есть ООО "Вираж", индивидуальный предприниматель Фараонов, ООО "Автотранс", ООО "Транссервис". Несмотря на то, что мы проводим проверки и принимаем к ним административные меры, ощутимого сдвига в лучшую сторону от данных предприятий добиться не можем.
Сотрудники ГИБДД порой сталкиваются даже со случаями пьянства за рулём.
- Недавний случай с водителем ООО "РАТ-2", - рассказывает Андрей Анатольевич. - Выпустили его на линию - он был трезвым. По его словам, у него накануне произошла ссора с женой, и на конечной остановке он с горя выпил. Затем поехал в гараж. На улице Глинки не справился с управлением, выехал на встречную полосу движения, допустил столкновение с автомобилем, после чего врезался в забор. При освидетельствовании у него в организме было обнаружено почти 3 промилле алкоголя - это средняя тяжесть опьянения.
В транспортной инспекции рассказывают о другом ДТП. Его совершил водитель ООО "Крас-Бус", которое принадлежит тем же владельцам, что и ООО "РАТ-2". 12 января, следуя по ул. Ленина, водитель ООО "Крас-Бус" совершил наезд на пешехода, а затем допустил столкновение с автомобилем "Хонда".
Ещё одно предприятие, привнёсшее в статистику аварий несколько ДТП, - ООО "Автомобилист".
- Мы на него три раза материалы в суд направляли, - говорит Сергей Мальчиков. - В декабре - одно дорожное происшествие, потом - второе, в феврале - третье. Сегодня ООО "Автомобилист" само расформировалось.
А вот в прошлом году отличилось ООО "ДеМС".
- "ДеМС" очень плохо себя проявил, - вспоминает Сергей Александрович. - Подряд - в марте, в июле, в августе у него были дорожно-транспортные происшествия.
Перевозчики, регулярно совершающие ДТП, лидируют и по числу других нарушений. Осенью прошлого года городской департамент транспорта провёл месячник контроля на транспорте. Пассажиры звонили на "горячую линию" и высказывали свои претензии к работе автобусов (нарушение расписания, проезд остановок, грубость водителей и кондукторов). На первом месте по количеству жалоб оказались уже знакомые нам ООО "ДеМС", ООО "Крас-Бус", ООО "РАТ-2", а также ООО "РАТ-1" и ООО "РАТ-3" (маршруты 43а, 21, 60, 68).
А теперь - самое любопытное. У всех вышеназванных предприятий-нарушителей одни учредители - красноярский предприниматель Андрей Стехно и москвич Владимир Панов. Это те самые люди, которые совсем недавно пытались создать на базе МПАТП-7 "образцово-показательную" автотранспортную компанию, уничтожив при этом муниципальное предприятие. Лишь вмешательство главы Красноярска Петра Пимашкова уберегло МПАТП-7 от ликвидации, а транспортный рынок - от доминирования самых недисциплинированных перевозчиков. На этом городские власти, похоже, успокоились. А водители, работающие на упомянутых бизнесменов, продолжают давить пешеходов и пить "с горя".