В минувший вторник в администрации Красноярска прошло большое совещание, где обсуждалась работа по обеспечению безопасности дорожного движения при перевозке пассажиров городским общественным транспортом.
Тема, что и говорить, злободневная. За последние полтора десятка лет о лихих маршрутках говорилось немало, но до сих пор было больше слов, чем дел. Теперь, когда городские власти всерьёз взялись за решение наболевшей проблемы, ситуация ощутимо изменилась. Оптимизирована маршрутная схема города, обновился подвижной состав, внедрена автоматизированная навигационная система диспетчерского управления на основе технологии ГЛОНАСС.
Но и этих мер, как показала практика, недостаточно. Обстановка на дорогах остаётся сложной. Как сообщил заместитель главы города - начальник департамента транспорта Олег Якубович, за семь месяцев этого года водители пассажирского транспорта стали виновниками 23 ДТП, в которых пострадали 28 человек, - это несколько больше, чем с января по июль прошлого года. Причём у некоторых перевозчиков автобусы попадали в аварию по два-три раза. И это вовсе не случайность.
Начальник департамента отметил плохую работу по организации перевозок (прозвучали конкретные фамилии предпринимателей), низкую культуру поведения - нередко пассажиры жалуются на грубость кондукторов. Иногда автобусы выходят на линию без лицензионной карточки, что является грубейшим нарушением. Порой горожан перевозят старые, грязные машины с порванными сиденьями; внешний вид водителей непригляден. Да и вообще кадровый состав оставляет желать лучшего - многие водители до сих пор пользуются услугами так называемых "кукушек", устраивают гонки на дорогах города, что становится причиной ДТП и падения пассажиров.
Начальник отдела ГИБДД УВД по Красноярску Андрей Маерчук также указал на существенные недостатки в обеспечении безопасности городских пассажирских перевозок. Проверка выявила различные нарушения в половине случаев. Некоторые перевозчики не утруждают себя ежедневным техосмотром автобусов и предрейсовым медосмотром водителей. Последние в погоне за прибылью то и дело пренебрегают безопасностью пассажиров - превышают скорость, проезжают на красный свет, "подрезают" соперников.
Не удивительно, что, по оценке ГИБДД, автобусный транспорт стал наиболее опасным в Красноярске, поскольку при относительно небольшом парке даёт 13 процентов от общего количества ДТП. По итогам проверок запрещена эксплуатация 112 автобусов, в том числе со снятием госномеров. При этом Маерчук убеждён, что одного административного принуждения мало - надо устранять причины, а не следствия.
Заместитель начальника управления Государственного автодорожного надзора по краю Валерий Краевский главной причиной считает сознательное нарушение водителями правил дорожного движения и их низкий профессионализм. Он пообещал изменить тактику проверок - работники контролирующих инстанций намерены ездить в автобусах в качестве пассажиров, фиксировать нарушения, а на конечной остановке устраивать "разбор полётов".
Разумеется, никто не собирается мазать чёрной краской всех без исключения перевозчиков. Среди них немало добросовестных предпринимателей, которые соблюдают все необходимые требования. Таких бизнесменов администрация города поддерживает, чего нельзя сказать о тех, кто ни в какую не хочет работать вместе со всеми, не идёт на контакт, не участвует в подобных совещаниях и выпускает машины на линии без согласования с отраслевым департаментом.
Таких перевозчиков лишь четверо, но именно из-за них страдает репутация всего цеха, насчитывающего без малого сотню предпринимателей. Всего без разрешения департамента транспорта работает около сорока автобусов - в основном это пазики на маршрутах N 30, 83, 89 и 95. По мнению специалистов, названные маршруты дублируют друг друга и не вписываются в обновлённую транспортную сеть. Как раз тут и устраиваются пресловутые гонки за рублём. Водители лихо обгоняют и "подрезают" конкуретов, пропускают остановки. Так и до беды недалеко, чему печальное подтверждение - недавние аварии с участием маршрутных автобусов.
Бывает и такое: перевозчик проиграл конкурс и всё равно выпускает свои автобусы на маршрут, который достался вовсе не ему. Об этом говорил директор ООО "КрасБус" Андрей Стехно. Его крупное предприятие (286 машин и 890 работников) взялось обслуживать 89-й маршрут, но дело обернулось памятной красноярцам стрельбой по стёклам. Стехно заявил, что в городе на протяжении десяти лет ведётся планомерная работа против администрации Красноярска с её благими начинаниями в транспортной сфере, и бросил увесистый камень в огород ассоциации пассажирских перевозчиков. Городские власти тоже упрекают эту организацию, но за бездействие. Нет чтобы организовать работу среди перевозчиков по повышению ответственности и обеспечению безопасности!
У председателя ассоциации Михаила Омышева своя точка зрения. Первым делом он отмежевался от тех перевозчиков, которые не сотрудничают с городской властью, а затем обратил внимание на специфические проблемы отрасли. Это, в частности, трудности со страхованием автобусов, плохая подготовка водителей, неважное качество дорог, а также "искусственное сдерживание тарифов". По данным Омышева, в Красноярске свыше тридцати "штатных падальщиков", которые инсценируют падения в автобусах во время движения, чтобы выбить деньги у перевозчиков.
Кстати, о судебных тяжбах. Как это ни парадоксально, федеральное законодательство потворствует нарушителям. Сейчас достаточно лицензии для того, чтобы приступить к перевозке пассажиров. Заключение договора с департаментом транспорта не является обязательным условием. Даже если администрация города не разрешит перевозчикам заниматься этим видом бизнеса, они могут довольствоваться лицензией. Отозвать её можно только после ДТП с пятью пострадавшими "средней степени тяжести" или одним погибшим.
Поэтому свою правоту городским властям постоянно приходится доказывать через суд. Только за последний год департамент транспорта дважды судился с Управлением федеральной антимонопольной службы по поводу принятых данной инстанцией решений. И дважды департаменту удавалось отстоять свою правоту в Арбитражном суде. Там же сейчас находится ещё одно дело, которое пока не рассмотрено, - о недобросовестных перевозчиках, отказывающихся снимать со своих маршрутов одиозные пазики. Да-да, иные деятели из числа предпринимателей активно оспаривают и новую транспортную схему, и обновление автобусного парка.
- Бесполезно надеяться, что мы отступим, - предупредил глава Красноярска Пётр Пимашков. - Мы будем совместными усилиями день за днём наводить порядок в транспортной сфере. Это не кампанейщина, а системная работа. Оптимизация пассажирских перевозок в городе состоялась. Это видно по количеству обращений граждан за семь месяцев, которое уменьшилось с 2198 в 2008 году до 1351 в 2009-м. Очень жаль, что ряд перевозчиков не хочет стать в общий строй. Власть будет действовать. Интересы и безопасность горожан для нас превыше всего.
В ходе совещания прозвучали конкретные рекомендации. Например, предложено установить постоянный пост ГИБДД на железнодорожном вокзале, где такси перекрывают общественному транспорту подъезд к остановке, выделить специальную полосу для движения пассажирского транспорта, усилить контроль над работой водителей, повысить культуру обслуживания. Сейчас создаётся межведомственная комиссия, куда войдут представители краевой власти, надзорных органов, ГИБДД. Комиссия будет оценивать работу каждого перевозчика, разбираться в причинах каждой аварии. Кроме того, департамент транспорта подготовил свои предложения и замечания в новый краевой закон о пассажирских перевозках и направил их в министерство транспорта и связи для последующего рассмотрения в Законодательном Собрании.