В номерах за 20 и 28 октября 2006 г. "Красноярский рабочий" в статьях "Маршрутка будущего" и "Автобус для бедных идёт под откос" поднимал проблему городских пассажирских перевозок. Мы затрагивали и предстоящую реформу структур управления и конкретных хозяйствующих субъектов - перевозчиков для данного вида услуг и выполнения социального заказа перевозки льготников. Напомним, ликвидация муниципального КПАТП-7 приостановлена. Тем не менее "Регионавтотранс", которым владеют красноярец Андрей Стехно и москвич Юрий Панов, по-прежнему пытается навязать городу сублизинговые автобусы. Но внедрение этих автобусов, по расчётам специалистов, не принесёт даже нулевого баланса. Если судить по опыту вхождения "Регионавтотранса" в других городах, то картина получается очень интересная. Вот что было в Петрозаводске.
Контрольное управление Минфина Республики Карелия больше месяца пыталось получить доступ хоть к каким-нибудь документам, касающимся финансово-хозяйственной деятельности предприятия "Троллейбусное управление". Оно отнюдь не горело желанием демонстрировать ревизорам свою "кухню", поэтому сотрудники управления обратились в администрацию города. Однако там не оказалось ни одного документа, так или иначе связанного с обеспечением движения троллейбусов и автобусов. Даже тарифы, регулирование которых - прямая обязанность местных властей, были установлены предприятием самостоятельно. Мэрия ограничилась временным постановлением, а горсовет, в отличие от Красноярского, этот вопрос вообще ни разу не обсуждал. В состав учредителей акционерного общества Петрозаводская администрация также не входит.
Когда же руководство предприятия всё же предоставило документы, оказалось, что происходящее с петрозаводскими троллейбусами и автобусами находится скорее в компетенции прокуратуры, чем финансистов.
Из чего же состоят пресловутые 8 рублей? (Кстати, сейчас в Петрозаводске цена билета на коммерческие перевозки 10 руб. - Ред.)
Первое, что обращает на себя внимание в акте проверки, МУП "Петрозаводское троллейбусное управление" вовсе не прекратило своё существование с появлением акционерного общества. Правда, никаких следов какой-либо хозяйственной деятельности этого предприятия обнаружить не удалось, но оно исправно получает от ОАО плату за аренду подвижного состава, а также средства на своё содержание. Суммы отнюдь не копеечные: в год почти 5,5 миллиона. Разумеется, все эти миллионы исправно "сидят" в тарифе.
Впрочем, это ещё далеко не всё, за что пассажиры ежедневно платят из своего кармана. У муниципального предприятия ОАО арендует 98 троллейбусов, а ещё 12 - у своего учредителя, ЗАО "Управляющая компания РегионАвтоТранс". Причём если МУП ежегодно получает за аренду одного троллейбуса 35 тысяч рублей, то РегионАвтоТранс - около 415 тысяч. Или в 11 раз больше. Таким образом, аренда предприятием 12 троллейбусов у учредителя обходится пассажирам дороже, чем аренда почти ста троллейбусов у муниципалов.
А есть ведь ещё и автобусы. Учредитель любезно предоставил в пользование ОАО целых 20 штук, и за каждый из них потребовал плату в размере более 420 тысяч рублей в год. Руководство предприятия безропотно пошло на эти кабальные условия, невзирая на тот факт, что рыночная цена одного автобуса составляет порядка 900 тысяч рублей. То есть либо заплати аренду за два года, либо купи автобус и езди сколько влезет. Ни у одной домохозяйки такая альтернатива не вызвала бы ни малейших затруднений - конечно, покупай и пользуйся! Однако у руководства троллейбусного управления, видимо, имеются свои соображения на этот счёт. Правда, с ревизорами оно ими не поделилось.
Одна только аренда объясняет, почему нас ни дня дольше не могли возить за 6 рублей...
Но это ещё далеко не все финансовые обязательства, которые предприятие возложило на пассажиров. За наш счёт также предполагалось выплачивать лизинговые платежи за приобретённый транспорт (почему был выбран именно этот вид оплаты, который обходится значительно дороже банковского кредита, знают только те, кто принимал это решение). Кроме того, мы должны были вложить свои кровные деньги в проведение работ по капитальному ремонту. Короче говоря, если финансовый план МУП предусматривал себестоимость одной поездки в троллейбусе в размере 4,97 рубля, то стоило возникнуть ОАО, как себестоимость тут же подскочила до 8 рублей 4 копеек. Теперь вы видите, что сделал Юрий Панов в Петрозаводске? Хотите так же и у нас?