"Дэрэктора нэт, я нэчэго нэ знаю. Хочэш, о "тёлках" поговорим!" - так встретил оперов из УВД Красноярска начальник охраны ООО "Крас-Бус". Суетливый кавказец, назвавшийся Арменом, пропустил милиционеров на территорию транспортного предприятия после непродолжительных препирательств и беспрерывно повторял: "Нэ надо мэня пугать!" Но никто никого пугать не собирался. Блюстители порядка, оценщик и представитель мичуринского завода - производителя автобусов прибыли с единственной целью - оценить техническое состояние двух десятков МАРЗов, которые являются собственностью завода и находятся в лизинге у красноярского маршруточника. Мероприятие проводилось в рамках расследования уголовного дела, возбуждённого прокуратурой города Мичуринска Тамбовской области по ч. 4, ст. 159 (мошенничество в особо крупных размерах).
Это событие, наверное, не заслуживало бы нашего внимания, если бы руководителем фирмы, которую посетили представители правоохранительных органов, был не Андрей Стехно. Андрей Владимирович является соучредителем созданной на паях с красноярской мэрией "автотранспортной компании" - той самой, которая должна стать образцово-показательным перевозчиком и заполонить город новыми автобусами большой вместимости. И вдруг на фоне столь грандиозных планов - такой конфуз.
Аренда без оплаты
Эта история началась ещё в 2003 году. Тогда красноярская фирма "Элтех", возглавляемая предпринимателем Андреем Стехно, взяла в лизинг полсотни автобусов МАРЗ. Мичуринские машины вышли на улицы краевого центра, перевозя пассажиров и привозя прибыль "хозяину". Однако лизинговые платежи поступали в далёкую Тамбовскую область крайне нерегулярно. В течение двух лет мичуринцы уговаривали Андрея Стехно рассчитываться как положено. Андрей Владимирович постоянно обещал стать безупречным деловым партнёром. Затем вернул лизингодателю часть автобусов, а также предложил схему, которая, по его заверениям, позволила бы погасить значительную часть долга. Эта схема впоследствии послужила одним из главных оснований для возбуждения уголовного дела. Суть её такова. Мичуринцы передают десять лизинговых автобусов в собственность фирме Андрея Стехно. Тот продаёт их либо использует в качестве залога для получения кредита в банке. Полученными деньгами расплачивается с лизингодателями. На практике всё произошло так, как предложил директор "Элтеха". За исключением последнего пункта. Деньги на счёт мичуринцев Стехно не перечислил. Что касается платежей за автобусы, остававшиеся в лизинге, то они, как прежде, поступали от случая к случаю. Опять начались затяжные переговоры, в ходе которых Андрей Стехно вновь выдавал обещания рассчитаться. Долг не погашен до сего дня и составляет 23 миллиона рублей. Весной нынешнего года терпение лизингодателей кончилось. Они обратились в мичуринскую прокуратуру, которая и возбудила уголовное дело.
Забирай, я накатался!
На территории "Крас-Буса" милиционеры обнаружили 21 МАРЗ. Все автобусы не эксплуатируются, поскольку неисправны, разукомплектованы либо вовсе превратились в груды металлолома. А ведь по договору лизинга техника должна быть в исправном состоянии. Кстати, те МАРЗы, которые Стехно, получив в собственность, продал другим перевозчикам, бегают по Красноярску и сегодня. Андрей Стехно, всё-таки представший перед очами правоохранителей, заявил, что готов вернуть мичуринцам всю технику в любой момент. Правда, нынешняя стоимость автобусов вряд ли покроет даже четверть долга. Вопрос об остальных деньгах и ответственности красноярского предпринимателя, вероятно, будет решён только в судебном порядке.
Партнёр мэрии
Несмотря на неудачный опыт сотрудничества с мичуринскими лизингодателями, Андрей Стехно активно использует лизинговые схемы и сегодня. Являясь учредителем нескольких транспортных предприятий ("Крас-Бус", "Демс", "РАТ-1", "РАТ-2", "РАТ-3"), он стал партнёром другого производителя автобусов и теперь арендует ЛиАЗы. Планы же предпринимателя - просто наполеоновские. Прошлой осенью Стехно совместно с московской фирмой "Регионавтотранс" ухитрился преподнести себя властям как крупного инвестора и стать наряду с администрацией города учредителем "Красноярской автотранспортной компании". Именно этот транспортный монстр пытался поглотить МПАТП-7, и лишь личное вмешательство главы города Петра Пимашкова спасло муниципальное предприятие от уничтожения. Но Стехно и компания всё же получили неплохую компенсацию. Им переданы имущество и земельные участки двух других муниципальных автотранспортных предприятий. В обозримом будущем Андрей Стехно мечтает захватить половину рынка пассажирских перевозок и выпускать на городские маршруты до шестисот автобусов - лизинговых ЛиАЗов.